Что есть религия? Под данным понятием следует понимать систематизированный набор знаний, обрядов и связанных культовых действий. В основе лежит не научный метод, а вера, традиция и авторитет основателей учения. Последователи религиозных течений объединяются в организованные сообщества, ряд из которых имеет статус зарегистрированных некоммерческих организаций. Этические нормы поведения, моральные ценности – все это является производными от заложенных учением идей и формируется под их воздействием.
Возникновение религий связано с тремя основными причинами:
- невозможность объяснить природные явления (на соответствующем уровне научного развития обществ);
- потребность в надежде на «загробный мир», жизнь после смерти;
- необходимость морального «стержня» общества, общей духовной скрепы.
На раннем этапе развития человечества, одушевленность приписывалась действиям сил природы, людей и животных. Большинство событий объяснялось «проведением» и волей бога/богов. Вместе с прогрессом человеческого общества, эволюционировали и верования: от простейших форм преанимизма до политеизма и монотеизма.
На поздних стадиях развития свою роль играла и потребность государств в консолидации подданных. (одна страна – один бог, общий набор ключевых нравственных стереотипов). Так происходил переход от многобожия к вере в единого творца у большинства народов.
Религия сохраняет свое значение и в двадцать первом веке: устоявшиеся традиции выполняют роль внутреннего ориентира для людей, являются основой для моральных ценностей и опорой в преодолении жизненных трудностей. Для государства религиозные институты часто служат дополнительным стабилизатором общественных настроений.
Потребность в вере является естественной для большинства людей. Но, часто это используется во вред: различные секты и их лидеры, прикрываясь религиозным учением начинают использовать своих последователей в корыстных целях.
В результате из «паствы» вытягиваются деньги, моральные силы. Вместо утешения – потеря связи с реальностью, отсутствие смысла жить и полная зависимость от наставника.
Подобные явления имеют долгую историю: лжепроповедники «миссии» появлялись всегда, и во времена многобожия, и на различных этапах формирования мировых учений – христианства/ислама в средние века.
В данном труде собраны результаты моих исследований по проблеме сектантства и влияния подобных культов на человеческое сознание в современном мире.
Востребованность проекта
В наше время религиозные секты по-прежнему находят себе последователей. Осознанное понимание сущности и природы явления поможет людям не стать объектом манипуляций.
Поставленные цели
Всестороннее исследование возникновения и эволюции сектантства в мире положено в основу данного труда. Целью является выявление общих закономерностей и сущности.
Решаемые задачи
Ставится три главные задачи:
- полноценно раскрыть само понятие «секта»;
- проанализировать регулирующие нормы законодательства в данном вопросе (существующие, возможные, эффективность);
- дать полную информацию о воздействии подобных культов на человеческое сознание и общество.
В исследовании использованы различные исторические прецеденты и факты, связанные с развитием рассматриваемого явления в разных странах мира.
Гипотеза в основе
Вред от деятельности сект для отдельных членов общества и государства в целом.
Методология
В качестве основного метода используется сопоставление информации из различных источников, логический анализ причинно-следственных связей.
Сущность определения «секта»
Понятие «секта» имеет более широкое значение, чем принято считать: термин использовался для обозначения принадлежности человека к философской школе, политической партии или культу верований (само слово имеет латинские корни). В последствие, «сектой» начали называть любое религиозное учение, отличное от господствующего в стране (принятого на государственном уровне или основного для большинства жителей).
Наиболее распространенным можно считать определение: «религиозная, философская, политическая или научная группа, отделившаяся от основного течения и противостоящая ему».
Основой любой секты является ее лидер (действующий или культ его личности). Идеи такого наставника формирует само учение.
В действительности, грань между «признанной» религией и сектантством очень тонкая. Принципиальная разница: служение интересам личности проповедника/основателя является главным смыслом деструктивных учений, все остальное под эти задачи подгоняется. Многие такие «миссии» страдают манией величия, не смогли реализоваться в иных сферах деятельности, являются хорошими психологами.
Исторические предпосылки
Секты возникали с древнейших времен. Механизм везде схожий: раскол в религиозном учении на основе идей проповедника, имеющих принципиальные расхождения с ключевыми принципами основы.
Таким образом возникло христианство, отколовшись от иудаизма. В последствии появляется протестантизм (выделившийся из католицизма).
Описываемое явление – исторический процесс, связано с неудовлетворенностью значительной части общества «классическим» учением.
Примеры:
- протестантизм стал ответом на роскошь «отцов» католической церкви, поддержан рядам правителей Европы (желание избавится от регулирующей роли Рима во внутренних делах);
- ряд исламских течений радикального толка – нашли своих последователей в недовольных «слишком мирным официальным исламом» по отношению к христианам и правительству стран запада;
- различные раскольнические группы часто возникали в сложные периоды голода и войн – когда люди начинали терять веру в догматы «классических» учений.
В двадцатом столетии было сформулировано такое понятие, как «тоталитаризм»: господство одной конкретной идеи над всеми основными, не допускающее критики (одна партия у власти, один вождь).
Явление существовало и раньше, характерно для многих религиозных учений на заре их становления и в период развития. Пример: религиозные войны, сжигание «ведьм» и «еретиков» на кострах.
Далее понятие «тоталитарная» секта стало применяться к культам, концепция которых предполагает полное подавление человеческой личности, абсолютное подчинение лидеру, отсутствие критических суждений и отрицание любых норм общества, неподдержанных проповедником.
Благодатной почвой для возникновения подобных учений является постоянное деление протестантизма, возникновение на его почве многочисленных сект. В основе учения сект личные убежденность и переживания конкретного человека, который и становится основателем. Снижение авторитета официальных церковных институтов здесь первопричина.
Человеческая природа несовершенна и многие основатели новых религий начинают использовать их в корыстных целях. Личностные переживания создателя, как основа и ключевая, непоколебимая истина создают условия для «тоталитаризма» в таких сообществах.
В действительности, верно было бы считать подобные секты авторитарными (культ одного лидера), но будем использовать общепринятое понятие.
Принцип единства всех верований и одного бога с разными именами для разных народов был впервые сформулирован в Индии. Так был открыт путь к объединению всех религий и примирению между их последователями.
Но только на первый взгляд: такая свободная трактовка не оставляет места традиционным религиозным канонам, лишает «классические» учения стержневой основы. Так каждый может объявить себя миссией и собирать паству (ведь у бога много имен).
Регулирующие нормы законодательства, история развития, действующие в РФ
Религия влияет на самые основы общественной жизни, включая нормы поведения и этику. Проповедники имеют авторитет и могут мобилизовать значительные массы людей. Таким образом, желание государства контролировать деятельность религиозных сообществ на своей территории естественно. Законодательство в данной сфере эволюционировало вместе с развитием правовых институтов.
На примере Европы, это выглядело так:
- культы – часть общественной жизни, запрещались только «опасные» и деструктивные (характерно для древних культур средиземноморья);
- господство веры над государством, в основе законов религиозные нормы, все «несистемные» культы подвергаются гонениям и запрещаются (средние века, сохраняется для некоторых исламских стран);
- формирование светского общества в большинстве развитых стан мира, религия отделена от государства, разрешены любые неопасные верования.
Правовые институты господствуют над религиозными (общепринято в современном мире)
Россия является светским государством и свобода вероисповедания прописана в конституции страны. Вместе с тем, существует реальная необходимость в регламентировании и контроле деятельности религиозных сообществ. Связано это с противодействием «опасным» сектам тоталитарного толка и экстремистским сообществам (многие подобные организации берут за основу своих идей веру).
Деятельность таких организаций может наносить вред отдельным личностям, нарушать гарантированные правом свободы и подрывать основы государственного строя.
В связи с этим, в РФ был принят закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (вступил в силу 26 сентября 97-го года после одобрения ГД и СФ).
Основополагающие принципы закона
Применять эффективно действующие законодательные нормы на практике сложно: адепт находится в секте по собственному желанию, имеет право на свободу верований. Остается запрет на основе прецедента: то есть, исходя из деструктивных последствий деятельности.
Но, данная мера работает уже «по факту», не предотвращает правонарушение до его совершения (запрещаемые организации легко меняют названия и действую под другими «вывесками»).
Возможно, решение следует искать в корректировке процедуры регистрации и регламентирования деятельности:
- незарегистрированные культы не должны иметь прав на какую-либо публичную деятельность в принципе;
- для регистрации необходимо проводить четкий анализ устава организации на характер пропагандируемых идей.
Способы воздействия сект на человеческое сознание
Религиозные секты опасны своими методами воздействия на сознание людей: в результате психика человека разрушается, связь с реальностью теряется, возникает зависимость от «наставника».
В качестве «адептов», тоталитарные культы чаще всего выбирают внушаемых или находящихся в сложной жизненной ситуации личностей.
Причины «наплыва» сектантских движений в России 90-х: общество потеряло прежние ориентиры и идейную стержневую основу, большинство людей было разочаровано жизнью, их надежды на «светлое будущее рухнули». При этом, была дана полная свобода для любых верований и философских учений, без какого-либо контроля со стороны государства.
Секты всегда расцветают в период кризисов, снижения влияния официальных институтов власти и церкви.
Суть методологии тоталитарных сект сводится к разрушению прежних поведенческих стереотипов, морально-этических принципов и традиций в сознании человека, подмене их новыми. Деструктивное воздействие происходит на внешнем и внутреннем уровнях.
К первому относится разрыв социальных связей личности с обществом, замыкание его на «своих», адептов культа. Государственные и общественные институты начинают отрицаться, часто происходит разрыв с семьей и родственниками.
Внутреннее воздействие направлено на психику и осознание адепта. Цель – разрушение прежних смысловых основ его жизни, ориентиров и целей. Итогом должна стать неспособность мыслить за рамками учения.
В основе здесь всегда лежит «манипуляция» — управление мышлением и поступками с целью направить адепта в нужное манипулятору «русло». Иными словами – это программирование мышления для мнений, изменения психического состояния и поступков.
В двадцатом веке характер такого воздействия претерпел изменения. Теперь активно применяются информационные технологии, что позволяет осуществлять влияние массово и на расстоянии.
Упор делается на человеческие «слабости» и зависимости от общественных стериотипов: желание быть успешным, страх одиночества, жажда популярности и т.п. Это является «крючком», пока адепт еще социализирован.
Неизменным остается использование лидерами сект базовых потребностей личности: быть частью общности, иметь структурированную картину мира и понятные цели, значимость для окружающих членов своей группы.
Типовая процедура привлечения новых участников выглядит так:
- просьба об небольшой уступке взамен на общение и помощь (психологическую или небольшую материальную – продукты, вещи, ночлег): послушай лекцию, зайди к нам еще раз, останься на день и т.п.);
- убеждение в том, что выходом из любых проблем станет принятие предлагаемой веры (корень зла в неверном выборе «пути»);
- массовое сознание и «стадный» инстинкт (в толпе многие теряют свою идентичность и начинают повторять общие для всех действия) – проводятся совместные мероприятия участников секты;
- подавление самостоятельного мышления и анализа через постоянное насыщение новой тематической информацией (остаться наедине с собственными мыслями становится невозможно);
- ощущение «семьи», понимание, поддержка и одобрение. С какого-то момента, только в ответ на «нужные» сообществу действия адепта (вызывает: привязанность, зависимость от мнения группы, смену поведенческой модели).
Как не стать жертвой сектантов
Не одна из сект не назовет себя так. Подобные культы скрываются под вывесками учебных центров, духовных организаций, благотворительных обществ и т.п. Характерной общей чертой является стремление подчинить личность интересам лидера группы, на основе слепой веры в его идеи. Никто не будет сразу требовать деньги или пожертвовать квартиру. На первом этапе секта сама будет оказывать поддержку вновь прибывшему, окружать его заботой и вниманием.
Жертвами часто становятся внушаемые или «потерянные» в жизни люди, те кто не удовлетворен жизнью и ищет ее смысл.
Простая памятка, о том, как не стать марионеткой в тоталитарной организации:
- вырабатывать в себе психологию «творца» вместо психологии «жертвы»: вместо поиска оправдания «почему не получается», менять подходы и методы в решении проблем, анализировать собственную эффективность, работать над ее повышением;
- не стоит «изливать душу» и обращаться со своими проблемами к посторонним людям. Реально помочь могут только близкие или незаинтересованные специалисты (преподаватели, психологи);
- быть самодостаточным: не искать того, чего не хватает в других, учиться осмыслению жизни наедине с собой;
- не вступать в контакт с представителями сект, прекращать такой диалог как можно раньше, не брать у них литературу, не поддаваться на просьбы и уговоры.
Подводя итоги
Подытоживая, ответим на вопрос: в чем вред сект для личности, общественных и государственных институтов?
Ответ понятен из самой сущности таких культов: разрушение социальных связей, формирование зависимости от «лидера». Критическое мышление замещается верой, поиск истины – «слепым» повторением.
Человек «теряет себя» и становится частью группы, на служение идеям проповедника тратятся его жизненные силы, материальные ресурсы. Взамен – ложное ощущение нужности.
Читайте: Как стать успешной женщиной
Для государства секты опасны своей способностью мобилизовать массы на деструктивные цели «во имя идеи». Так создаются различные экстремистские, террористические сообщества. Кроме того, попавшие в подобную организацию люди перестают быть полноценными членами общества и нести свою созидательную функцию для социума.