Во время земного пути, с мирскими заботами, препятствиями, испытаниями и соблазнами человеку сложно оставаться непогрешимым, ни разу не сбиться с курса добродетели, не оказаться в плену пороков и страстей. Много ли обличий существует у семи грехов в православии, и какие из них считаются самыми тяжкими?
Экскурс в историю
Классификация семи грехов появилась в 590 году. Автором стал святитель Григорий Великий. На самом деле, разновидностей дурных поступков существует множество, а число «семь» обозначает количество основных групп, в которые условно объединили грехи.
В то же время Церковь выдвигала теорию о восьми греховных страстях человеческих:
- Чревоугодие.
- Прелюбодеяние.
- Сребролюбие.
- Гнев.
- Печаль.
- Уныние.
- Тщеславие.
- Гордыня.
Разграничивались понятия греха и искушения. Само по себе желание к греху не приравнивалось. Христианин, допустивший мысли о дурном поступке, не лишался возможности обрести покой в Царствии Небесном. Грех – не устоять перед искушением, поддаться. Желание вкусной трапезы не являлось порицаемым, однако постоянная привычка, перешедшая в пристрастие, уже была способна подтолкнуть человека к греху. Под печалью подразумевалось роптание на Господа Бога, недоверие к его воле. Гордыня проявлялась в чувстве превосходства над близкими людьми.
Под страстью называлась привычка, повторение одних и тех же грехов. В последствие становилась неотъемлемым качеством души, приносящим страдание. В переводе с церковнославянского «страсть» означает именно страдание. Это пусковой механизм, который подталкивает человека к грехопадению. Именно страстями испытывает лукавый уязвимые христианские души.
В Средние века философ и теолог Фома Аквинский в своих сочинениях также придерживался теории о семи грехах, меняя только их последовательность. Порок учитель Церкви относил к складу характера, и считал, что грех превосходит порок во зле.
Семь смертных грехов в православии
В западном христианстве укрепился список грехов, состоящий из семи основных пунктов:
- Гордыня.
Началом гордыни считается презрение других, почитание себя, упоение собственной значимостью и достоинствами, истинными или надуманными. Объектом для уничижительного отношения возгордившегося может служить бедное происхождение, недостаточная образованность, невежество, неудачи. Также отсутствие достижений (по мнению презирающего), слабость характера, интересы, вкусы, стремления (если не совпадают с критериями возгордившегося).
Себя же человек, «заболевший» гордыней, считает образцом благородства, мудрости, благоразумия, процветания и важности. Источник счастья и благополучия гордый находит в самом себе, восторг и признание окружающих отходят на второй план.
Как развивается болезнь под названием гордыня:
- человек концентрируется на собственной значимости, достоинствах, действиях;
- появляются самодовольство, самолюбование;
- отчуждение от друзей, близких, а затем и от Господа;
- внутренняя борьба, противостояние, жестокость, гнев, враждебное отношение к окружающей жизни;
- черствеет душа, исчезает способность любить, дружить, сострадать;
- пропадает стремление искренне общаться.
Как правило, гордый человек начинает болезненно реагировать на критику, не приемлет чужое мнение, отличное от его собственного. Пострадавший от порока остро нуждается в помощи Спасителя, но при этом яростно ее отвергает.
- Зависть.
Проявляется в навязчивом желании заполучить то, чем владеет ближний. Поводом для зависти служат материальные вещи (богатство, роскошный дом, дорогая одежда), и нематериальные (ум, красота, здоровье, счастливая семья, статус, успех). Завистливого человека переполняет глубокая печаль, досада и раздражение при виде благополучия другого. Завистник мысленно желает ближнему потери всего, чем тот владеет.
Порок «зависть» порицаем 10 Божьими заповедями, однако искоренить его невозможно. Слишком глубоко проникает яд в человеческие души и сердца. В определенный момент завистник перестает замечать перемену в своем мироощущении, практически не контролирует черные мысли и эмоции. Вследствие этого, возникает трудность признаться в собственном грехопадении и нахождении в плену злостного порока.
Болезнь зависти, овладевая человеком, вызывает следующие чувства и реакции:
- вожделение предмета, объекта, благоприятных обстоятельств, в которых находится ближний человек;
- чувство несправедливости из — за неравных возможностей;
- роптание на Господа из — за кажущейся обделенности;
- осуждение окружающих и даже самого Спасителя;
- обвинение других, поиск оправданий собственной неудачи, лени;
- враждебность, злость на более успешного друга, родственника, коллегу;
- мысли, намерения, планы причинения вреда, подлости;
- продумывание стратегии овладения благами другого, попытки реализации ее в жизни;
- усиление терзаний и мук, ненависть, бессилие;
- безрассудство, полное поглощение души пороком.
Во власти данного греха, в большей или меньшей степени, оказывается каждый. Поскольку не все возникающие при жизни потребности и амбиции человек в состоянии удовлетворить. Всегда найдётся тот, кто превосходит, выгодно отличается, легче достигает задуманное.
- Чревоугодие.
Оказаться во власти культа еды достаточно легко. В миру про таких людей говорят: «Раб своего желудка».
Чревоугодие подразделяется на три основных вида:
- Принятие пищи раньше определенного времени.
- Пресыщение.
- Кулинарная разборчивость.
Культура четко разделяет понятия пресыщения и утонченного гурманства. Тем не менее, и тот и другой тип чревоугодия считаются греховными, поскольку еда служит не средством и необходимостью, а предметом вожделения для тела и души.
Отличия чревоугодия от доброй трапезы:
- ненасытное желание вкусить пищу;
- пресыщение при каждой трапезе;
- смакование каждого кусочка без стремления проглотить;
- невозможность отказаться от продуктов, запрещенных из-за проблем со здоровьем;
- сытость (человек практически непрерывно принимает пищу);
- винопитие (вызывает риск развития алкоголизма);
- тобакокурение.
Многие старцы и богословы ставят чревоугодие на ведущую позицию среди пороков. На первый взгляд, кажется, что данный грех незаслуженно отнесли к тяжким. Отсутствуют черные помыслы, не наносится вред окружающим. Однако побороть пагубное пристрастие чрезвычайно сложно. Угождение собственной плоти, а избыток пищи в организме, разжигают душевную похоть, уничтожают дар слова и понимания, ведут к падению, отчуждению от Бога.
- Блуд.
В ряде церковных источников блуд, по тяжести грехопадения, ставится на одну ступень с убийством. По словам Феофана Затворника, причина блуда – чревоугодие, поскольку лишние «соки» возбуждают природу человека, побуждая к бесчинствам и постыдным действиям.
Существует блуд телесный – беспорядочные половые связи, измены в браке, извращения сексуальных отношений. Также бывает блуд умственный, что подтверждают слова Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем».
Проявления блуда:
- похотливые помыслы, желания, просмотр порнофильмов, похабные шутки, анекдоты;
- чтение сладострастных книг, просмотр фильмов с блудными эпизодами;
- ношение нецеломудренной одежды;
- заигрывание, кривляние, кокетство, похотливые намеки;
- танцы с откровенными бесстыдными движениями;
- плотская связь до вступления в брак;
- однополые связи;
- интимная близость с родными по крови людьми;
- разврат младших по возрасту;
- отказ от близости с супругом/ супругой, что повлекло за собой измену;
- зачатие детей вне брака;
- рукоблудие;
- противоестественный блуд (оральный, анальный, с несколькими партнерами, соитие с животными);
- насмешки над целомудрием, чистотой, верностью в браке
Последствия блуда оставляют после себя растерзанную, опустошенную, отчужденную от Бога, душу, уничтожают все добрые ценности и принципы.
- Гнев.
Старец Симеон Афонский разграничивает понятия праведного гнева (отрицание и порицание греха) и неправедного (ссоры, ругань, драки). Гнев – противоположность любви. Выходя из-под контроля, он вызывает мучительные страдания и разрушает все вокруг.
Проявления гнева:
- раздражительность, вспыльчивость;
- обида, досада, ощущение несправедливости;
- жажда отмщения;
- ругань, жестокие слова, оскорбления, проклятия в адрес других людей;
- негодование, шум, крик;
- желание причинить вред себе и окружающим;
- рукоприкладство.
Пребывающий в состоянии гнева подвергает организм сильному стрессу и наносит непоправимый урон физическому и психическому здоровью. Появляется бледность, утомляемость, истощенность. Омрачается ясность мысли, возникает лживость и изворотливость. Страдает нервная система, накапливающая обида и желчь способны вызвать серьёзные заболевания.
Обидчик провоцирует окружающих на ответный гнев. В его адрес летит брань, оскорбления, угрозы и полные ненависти проклятия.
Гневливый человек разрушается и на духовном уровне. Ядовитая эмоция вытесняет из сердца христианина любовь к Богу, желание нести добро и жить по канонам Творца.
- Алчность.
Данный порок идёт «рука об руку» с корыстью и жадностью. Человека наполняет ненасытное, жгучее желание заполучить всевозможные блага, предметы и привилегии. Обладание земными богатствами становится навязчивой идеей. Любовь к финансам затмевает чувство благоговения от единения с Господом.
Финансовый статус не влияет на появление алчности. Так богатый человек не прекращает гонки за «длинным рублем» и находится в постоянном стремлении преумножить свои сокровища. Скопив солидное благосостояние, люди не стремятся тратить его, отказывают в материальной поддержке родным и близким.
Во власти алчности христианская душа полностью лишается щедрости, становится чёрствой к мольбам и нуждам страждущих. Честолюбие корнями прорастает во все человеческое естество, охлаждает сердце, парализует добрые и светлые чувства и стремления. Любовь и милосердие становятся чужды сребролюбцам.
Алчному человеку также чуждо умиротворение, благодарность Всевышнему за помощь, покровительство и блага на жизненном пути.
- Уныние.
Впадающий в уныние человек пребывает в состоянии недовольства без видимых причин, обиды, безысходности и разочарованности. Сопровождается апатией и упадком сил. Человек становится ленив на добрые поступки, включая чтение молитв, служение Господу, совершение праведных дел. Пропадает страх перед Создателем за проступки и дурные помыслы, появляется беспечность, безответственность. Развивается депрессия, которая способна привести к другому тяжкому греху – самоубийству.
Признаки уныния и его последствия:
- тяжелые душевные страдания;
- подавление силы воли;
- сонливость, праздность, леность;
- скука, желание бросить начатое дело;
- бродяжничество, непостоянство на физическом и духовном уровне;
- любопытство, празднословие.
С точки зрения психологии, человеку необходимо на короткий промежуток времени отгородиться от окружающей действительности, успокоиться, сосредоточиться на своем внутреннем мире. Однако продолжая пребывать в состоянии отстраненности долгое время, люди утрачивают желание развиваться, трудиться, заботиться о близких. Всякое движение есть жизнь, останавливая движение, уныние уничтожает душу изнутри.
Как противостоять грехам
Как бы ни старался человек, пройти свой путь без единого прегрешения ему не удастся. Тем не менее, в силах каждого христианина стараться следовать воле Господа, молить о наставлении на путь истинный и даровании прощения за слабости и пороки.
Важно взращивать в душе чувство благодарности Творцу за все блага. Довольствоваться малым, сохранять честь и верность в браке, знать меру в потреблении пищи, соблюдать посты, не делать достижение богатства самоцелью. Ценить то, что достигнуто и даровано, не завидовать благам ближнего.
Господь наш милосерден и, как детей Божьих, готов простить оступившихся и попавших в плен греховных страстей. Задача человека при этом – не надеяться на небрежно брошенную фразу: «Господи, прости», а искупать грехи, читать искренние молитвы, держаться праведного курса и стремиться к единению с Создателем.
Читайте также: Семь сильнейших молитв от врагов и злых людей